Что такое сторителлинг

Что такое сторителлинг

Некогда в тридевятом царстве, в тридевятом государстве жили-были сказители: режиссеры кино и телевидения, маркетологи и PR-специалисты, СММ-менеджеры и инстаграм-блогеры. И обладали они волшебной силой собирать вокруг своих костров и экранов гаджетов огромные толпы людей и рассказывать им истории.
Истории были совершенно разными: кто-то посвящал любопытных людей в свои бытовые проблемы, раскрывая драмы всеобщего бытия и трудностей построения отношений; кто-то рассказывал о новом продукте компании и преимуществах его использования; другие заставляли своих котов и собак плясать или врезаться в плоские прозрачные поверхности входных дверей своего дома, развлекая тем самым зрителей; а более изощренные рассказчики придумывали страшные рассказы-хорроры о кровожадных клоунах и машинах, которые хотят захватить мир.
Дар, которым обладали эти выдумщики и декламаторы называется - сторителлинг. Этому волшебному волшебству можете научиться и вы, если в планах есть стать знаменитым блогером, крутым СММ-щиком или режиссером кино.
Простыми словами, сторителлинг – это искусство повествования, при котором рассказчик передает информацию своей аудитории в развлекательном формате с учетом драматургии: определенной сюжетной линией, конфликтом и развязкой.
История способна превратить слушателей в участников тех самых событий, перенести в мир рассказчика, переступить порог интимности и быть в моменте: где все эмоции и впечатления - настоящие. К тому же, информация лучше усваивается, если ее подача связана с эмоциональным восприятием: сопереживанием, сочувствием. Эффект становится сильнее, если слушатель пережил подобное в прошлом либо это и сейчас есть в его жизни сейчас. Именно поэтому, мы смотрим кино и привязываемся к сторисам блогеров - все истории, которые нам рассказывают напрямую либо косвенно связаны с нашим внутренним миром.
Сегодня сторителлинг является чуть ли не самым действенным методом превратить скучную тему в захватывающий текст или видео, поэтому очень активно используется в маркетинге. Грамотно выстроенная история может быть для читателя гораздо убедительнее, чем просто аргументы и факты.
Сторителлинг помогает бизнесу устанавливать доверительный контакт с потенциальными покупателями и больше продавать. Роб Уокер (писатель, журналист) и Джошуа Гленн (писатель, семиотический аналитик) в своей совместной книге “Истории продают!” провели эксперимент, продемонстрировавший ценность сторителлинга в маркетинге. Они приобрели в комиссионных магазинах безделушки, такие как пуговицы, открывалки для бутылок и различные фигурки всего по паре долларов за штуку и выставили их на аукцион eBay, сопроводив каждый предмет задушевной историей. Денег было потрачено всего 200$, а заработали умелые сказители почти 8000$. Этот эксперимент показал, что правильный сторителлинг способен повысить субъективную ценность любого никому ненужного предмета и увеличить рентабельность инвестиций.
Сторителлинг в бизнесе начинается со слогана. Например, -”Just do it”, - это готовый призыв к действию, к достижению цели и покупке товаров компании Nike. Задача слогана -продемонстрировать ценности бренда и его базовые принципы. Благодаря слогану потребители должны понять, насколько продукт близок им эмоционально.
Сайт также можно сделать в формате сторителлинга и наполнять его жизнью с помощью реальных историй клиентов, например, писать о том, как ваши продукты и услуги помогают людям решать определенные жизненные задачи.
E-mail рассылка может приводить новых клиентов и поддерживать лояльность тех, кто уже купил у вас что-то. Только информация должна подаваться интересно, чтобы ваши письма не оказались в корзине “Спам”.
Персональные выступления дают хорошую возможность рассказать про историю вашего бренда и становления компании: какие-то интересные моменты или сложности на пути к успеху всегда мотивируют и вдохновляют огромное количество людей! Если ваша история запомнится, считайте, клиенты вам обеспечены.
Социальные сети - место, где можно каждый день кричать о своих достоинствах, проблемах и преимуществах продаваемого вами товара! Здесь можно использовать все виды сторителлинга: устный, письменный и визуальный в виде фото и видео.
Практически любая история развивается по классическому сценарию:

  • Вначале - завязка. Это вступительная часть с описанием ситуации, портрета героя и его проблемы. Если в начале повествования вам не удастся зацепить слушателя/читателя/зрителя своей истории, не получится возбудить интерес, чтобы он углубился в повествование, считай - все потеряно! Не будет крючка в начале, пользователь просто переключит контент на что-нибудь другое.
  • Дальше история раскрывается: нужно обозначить решение проблемы, путь героя, сложности на этом пути, полученный опыт и тому подобное. Помимо яркой сюжетной линии, эмоций героев и неожиданной развязки — в истории должен быть посыл. Подумайте, что вы хотите сказать? Что должны вынести слушатели после этой истории, каким должно быть послевкусие и главная мысль, которую они унесут с собой?

А затем итоги, планы на будущее и мотивация аудитории к определенному действию - аккуратно подводим к call-to-action в самом конце истории. Все части должны объединяться единым продуманным сюжетом.
Как видите, волшебному дару сторителлинга вполне можно обучиться, нужно лишь пробовать, пробовать и пробовать… А еще собирать аналитику с историй, которые больше всего заинтересовали вашу аудиторию. И Ву-а-Ля, переезд в тридевятое царство-государство, считай, обеспечено!